Свт. Иоанн Златоуст
Издавна считалось, что «Крест — хранитель всея вселенныя» лежит в основе всего земного и небесного устроения. «Мир сей видимый создал Бог по подобию крестной четвероконечности, — писал святитель Димитрий Ростовский, — ибо Он создал его разделенным на четыре части: восток, запад, полдень и полночь; и человека создал Господь по подобию крестной четвероконечности, ибо когда человек распростирает руки свои, он имеет вид четвероконечного креста».
|
Крест поклонный
Конец XV — начало XVI вв.Белый камень, резьба
Из церкви села Толмачи, Тверской области. |
|
Явление Креста на небе в Иерусалиме
Первая половина XIX в.Дерево, темпера
Частное собрание |
Две тысячи лет человечество живет под знаком креста, неразрывно связанного с добровольной жертвой, принесенной за весь мир Иисусом Христом. Орудие казни стало символом победы над смертью.
В X веке вместе с христианством крест Христов пришел в Россию. С тех пор он освящал всю жизнь общества, согласно правилу VII Вселенского Собора, предписывавшего изображение креста «полагати во всех Божиих церквах, на освященных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях...».
|
Савватий Тверской в молении Кресту
Вторая четверть — середина XVI в.
худ. центр: Тверь |
С древних времен кресты почитались наравне с чудотворными иконами. Как чудотворный известен медный двухстворчатый крест-энколпион с изображением Распятия Христова и Богоматери
Известны многочисленные повторения в меднолитой мелкой пластике Древней Руси, поскольку копиям древних крестов усваивались чудодейственные свойства первообраза.
|
Крест «Распятие Христово с предстоящими» XVII в.
Медный сплав, литье. |
В центре — «Распятие Христово»; в нижней части — парные изображения предстоящих Богоматери и святой Марии, апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника. На верхней перекладине — херувим.
|
Крест двусторонний
Распятие Христово. Богоматерь Знамение XVI в. (по иконографии XV в.)
Медный сплав, литье. |
Лицевая сторона: «Распятие Христово» с поясными парными изображениями предстоящих Богоматери и святой Марии, апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника. На верхнем конце — Троица Ветхозаветная, на нижнем — великомученик Никита, побивающий беса. Оборотная сторона: Богоматерь Знамение (в ромбе) с символами Евангелистов, на концах — избранные святые. Образцом для наперсного креста явился двустворчатый энколпион XV в.
----------------------------------------------------------------------------------------------
Во время таинства крещения на новокрещенного на Руси надевался крест. С нательным крестом не расставались, с ним и хоронили.
В первые века принятия христианства кресты носили поверх одежды, «как ясные показатели христианского крещения». Наиболее древние тельные кресты, Х–ХII веков, найденные на территории Киева, Херсонеса и других древнерусских городов, были четырехконечные с равными концами.
Они изготовлялись из различных пород камня и дерева, из стекла, янтаря и кости.
Основные типы русских двухстворчатых крестов-энколпионов (мощевиков) повторяли византийские образцы. На домонгольских крестах с изображением Богоматери, как правило, помещали надпись: «Святая Богородице, помогай». Часто встречается на крестах и изображение Николы Чудотворца — «всеобщего заступника рода христианского». Как защитники Русской земли почитались первые князья-страстотерпцы Борис и Глеб, образы которых также нашли отражение на древних крестах.
|
Крещение Господне
Двухсторонняя выносная икона XVII в. |
Оборот — Происхождение Честных Древ Креста Господня.
|
Происхождение честных древ Креста Господня XVII в. |
Кресты с рельефным изображением в центре восьмиконечного креста с копием и тростью, окруженные пышными цветами и травами, ажурными сквозными узорами, получили название «процветших» («Процвете древо Креста»), что было связано прежде всего с прообразом Креста в Ветхом Завете — «Древом Жизни». Святой Иустин во II веке изъяснял этот образ как символ Христа.
|
Крест нательный
Центр изготовления: Великий Устюг XVII в.
Серебро, литье, эмаль |
|
Крест наперсный XVI в.
Серебро, литье, скань, перламутр |
Изображения процветшего креста встречаются уже на каменных саркофагах IV века. В XVII–XVIII веках фантазия русских «золотых и серебряных дел» мастеров в украшении крестов-тельников не знала границ. Особым узорочьем в этот период отличались кресты, изготовлявшиеся в двух эмальерных центрах Русского Севера — Великом Устюге и Сольвычегодске.
Они расцвечивались с двух сторон прозрачными эмалевыми красками разных оттенков, наносившимися на выемчатые цветочные и растительные узоры, а лучи, отходящие от средокрестий, увенчивались мелким речным жемчугом либо перламутром.
|
Крест наперсный XVII в.
Серебро, перламутр, резьба, жемчуг, цветные камни
|
|
Крест наперсный панагийный.XIII в. (оправа — XVI в.)
Крест корсунский
Яшма, оправа — серебро, скань |
|
Крест нательный XVII в.
Серебро, литье, эмаль, жемчуг |
Появление наградных крестов священнослужителей связано с синодальным периодом истории Русской Православной Церкви. Пожалование различных наперсных крестов представителям белого духовенства подготовило почву для учреждения особенного наперсного наградного креста, утвержденного императорским указом Павла I в 1797 году.
|
Святитель Иннокентий Иркутский
Первая половина XIX в.
Дерево, темпера |
В 1820 году появляется еще одна важная награда духовенства — кресты кабинетные, выдававшиеся из Кабинета Его Императорского Величества, украшенные, как правило, бриллиантами или драгоценными камнями.
|
Крест наперсный кабинетный Конец XVIII в.
Серебро, гравировка, эмаль, цветные стекла, стразы |
|
Крест наперсный кабинетный
Первая половина XIX в.
Эмаль на серебре, стразы |
|
Богоматерь Влахернская
Конец XIX — начало XX вв.
Дерево, масло Частное собрание |
Особыми наградами для духовенства стали кресты, выпущенные в память крупнейших событий в истории России: в память Отечественной войны 1812 года, Крымской войны 1853–1856 годов и в память 300-летия Дома Романовых. Наперсный крест как обязательная принадлежность священника был введен при Императоре Николае II его Указом от 14 мая 1896 года.
|
Крест наградной В честь 300-летия Дома Романовых
1913 г.Серебро, литье, эмаль
Частное собрание |
|
Крест наперсный иерейский
Начало XX в.Латунь, гравировка, серебрение, цветные камни
Частное собрание |
Покланяемся же мы и образу
Честнаго и Животворящаго Креста,
хотя бы он был сделан и из иного вещества;
покланяемся, почитая не вещество,
но образ, как символ Христа.
Прп. Иоанн Дамаскин
|
Воздвижение Креста Господня XIX в.
Эмаль на медной основе, рамка — латунь |
Воздвизальные или напрестольные кресты возносятся священником в православных храмах на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня 14/27 сентября.
В древние кресты вкладывались обычно частицы Крестного Древа Христова. Крест, обретенный царицей Еленой в IV веке, стал главной святыней Церкви, и его части разошлись по всему миру.
|
Крест прп. Авраамия Ростовского
XIX в. (по иконографии XII века)
Медный сплав, литье, серебрение. |
В центре — «Распятие Христово», на концах средней перекладины, в медальонах — погрудные изображения Богоматери и апостола Иоанна Богослова. В верхних медальонах — архангелы. В нижней части креста врезной текст
----------------------------------------------------------------------------------------------
На большинстве напрестольных крестов присутствуют сведения о мощах, в них содержащихся. Как правило, надпись на таких крестах начиналась со слов «Построен сей крест...», «Сооружен...», — как будто речь шла о возведении храма, что свидетельствовало об отношении к напрестольному кресту как к одной из важнейших святынь Церкви.
|
Крест напрестольный XV–XVI вв.
Серебро, скань, литье, цветные камни, стекла |
|
Крест напрестольный
Конец XVII в.
Дерево, темпера Частное собрание |
Семнадцатый век в России — это эпоха явления множества чудотворных святынь и особенно крестов. Во времена царя Алексея Михайловича и патриарха Никона появляются кресты, исполненные «мерою и подобием Креста Христова».
Именно в это время патриарх Никон заказывает в Палестине несколько подобных крестов из кипариса для Голгофского придела Воскресенского собора Нового Иерусалима, для теремных церквей Московского Кремля и для Крестного монастыря на Кий-острове.
В эпоху Средневековья в России, так же как в Западной Европе, внимание христиан все более сосредоточивалось на жертвенных переживаниях Страстей Христовых. Композиции с изображением Орудий Страстей Христовых становятся особенно популярными в русском искусстве с середины XVII столетия.
|
Вериги XVIII в.
Кресты — латунь, гравировка, инкрустация белым металлом; цепи — железо
Частное собрание |
С монашеским подвигом связано и такое явление, как ношение вериг. Изначально веригами назывались любые кандалы и оковы, в которых содержались узники.
Первые христианские вериги связаны с именем апостола Петра. О ношении крестов и вериг свидетельствуют факты из житий преподобных Никиты Переяславского Чудотворца (XII век) и Иринарха Ростовского (XVI век). Из жития Иринарха Ростовского можно видеть, что в конце XVI столетия медные кресты были в цене и не всякому доступны.
При освоении пустынных северных земель Руси в XIV–XVI веках непременно воздвигались кресты на месте будущей обители. Особое значение имело благословение и напутствие крестом на ратные подвиги и на основание монашеских общежительств.
Традиция воздвижения деревянных крестов на Русском Севере, в Поморье и на Соловецких островах не прерывалась на протяжении многих веков.
Крест обозначал принадлежность пустынных земель православному миру и являлся путеводным знаком спасения. Многометровые (до десяти метров в высоту) приметные кресты, расположенные по берегам Белого моря, являлись навигационными знаками, указующими путь мореходам к спасительной гавани, Перед крестами возносились молитвы о благополучном путешествии. Множество обетных крестов «в благодарность» по окончании трудных дел либо в память избавления от морового поветрия возводились по всей России.
|
Складень двухстворчатый XIX в.
Дерево, резьба, темпера
Частное собрание |
В каждом храме России непременно находится Голгофский крест в напоминание о том, что «Церковь есть образ Распятия, погребения и Воскресения» (согласно толкованию свт. Германа Константинопольского).
Крест является основополагающим символом богослужения вне стен храма во время крестного хода. Водруженный на высокое древко, он, вознесенный над процессией христиан, освящает и благословляет крестный ход, защищает воинов перед сражениями. Именно с военными походами еще во времена императора Константина связывают появление выносных крестов и хоругвей, так же как и появление тропаря Кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианам на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».
|
Крест поморский XIX в.
Камень, резьба
Частное собрание
|